Новости

Партнеры  |  Новости  |  Блог

22.09.14 Правки в поправки: каким будет новый турзакон?

На прошлой неделе Минкульт вынес на общественное обсуждение текст предполагаемых поправок в закон о турдеятельности. Мы изучили 40-страничный документ и составили обзор самых главных инициатив.

За этот год рынок покинули почти два десятка операторов, от чего пострадали около 75 тысяч туристов. Неудивительно, что законотворцы вновь взялось за перо. Из названия проекта закона следует, что его цель — усилить ответственность участников туристского рынка и повысить уровень правовой защиты туристов.

Сейчас документ выложен на Едином портале проектов нормативных актов, там же до 16 октября каждый может высказаться о своем мнении относительно предложенных инициатив. А значит, самое время получше разобраться, что конкретно предлагается изменить.

1. Новое определение «турпродукта»


Вместо привычной формулировки “комплекс услуг по перевозке и размещению” Минкульт предлагает трактовать термин “турпродукт” следующим образом:
Турпродукт - комплекс услуг, включающих сочетание не менее чем двух ниже перечисленных элементов, продаваемых по общей цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь:
услуги по перевозке;
услуги по размещению;
другие услуги в сфере туризма, не относящиеся к перевозке и размещению, составляющие значительную часть от общей цены по договору реализации туристского продукта.


При этом подчеркивается, что «при раздельном оформлении договоров на разные элементы одного и того же комплекса услуг у одного туроператора услуги по таким договорам приравниваются к услугам, входящим в туристский продукт, оформленный договором о реализации туристского продукта».

Таким образом, даже если турагент бронирует у оператора лишь авиабилеты и экскурсии (при условии что их стоимость составляет “значительную часть от общей цены”), то такой комплекс услуг будет называться турпродуктом. А значит, в случае ЧП турист сможет рассчитывать и на эвакуацию в Россию на средства Турпомощи, а также на страховую выплату из фингарантий туроператора, чего он лишен при нынешнем определении термина “турпродукт”.

2. Создание реестра турагентств


По аналогии с единым реестром туроператоров авторы законопроекта предлагают создать его и для турагентств. Чтобы попасть в реестр, турфирме придется постараться. Так, все турагентства должны будут в обязательном порядке иметь финансовое обеспечение на сумму не менее 500 тысяч рублей (банковская гарантия, страховая гарантия или договор счета эскроу).

При этом агентствам, не состоящим в реестре, работать будет запрещено под угрозой административной ответственности. Так, за нарушение этого правила должностное лицо ждет дисквалицикация (лишение права работать в отрасли) на срок от шести месяцев до одного года или штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юрлиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Увеличение размера фингарантий туроператоров


Чтобы предотвратить ситуации, когда размер страховки туроператора не покрывает всех требований пострадавших туристов, Минкульт решил пересмотреть не только минимальный размер фингарантий, но и формулу их расчета.

Итак, сегодня ФИГи напрямую зависят от «объема денежных средств, полученных туроператором за год, то есть от “маржи”, “что позволяет занижать показатели для расчета финансового обеспечения, в результате чего финансовое обеспечение формируется в недостаточном размере», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Чтобы этого избежать, предлагается ввести определение «общая годовая цена туристского продукта в сфере выездного туризма», которое значительно превышает собственно прибыль ТО. Новое понятие трактуется, как «общая стоимость туристского продукта (без учета налога на добавленную стоимость и иных налогов, увеличивающих цену туристского продукта), реализованного туроператором в календарном году».

Предлагаемый размер фингарантий туроператоров:
−​ 500 тысяч рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма (сейчас также 500 тысяч рублей);
−​ три процента (на 2015 год), а с 2016 года пять процентов от общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма (сейчас 12% от показателя «маржа»), но не менее 50 миллионов рублей (сейчас – 30 миллионов рублей).

В пояснительной записке отмечается: “Несмотря на то, что при расчете финансового обеспечения процентный показатель снижается с 12% до 3-5%, размер самого финансового обеспечения вырастет”. Так, согласно замыслу Минкульта, в 2015 году ФИГи увеличатся в 2,5-3 раза, а с 2016 года - в 3,5-4 раза.

4. Увеличение взноса в Турпомощь


Минкульт пошел навстречу нишевым туроператорам, которые ратовали за дифференцированный расчет взносов в Турпомощь. Правда, минимальный размер обязательного платежа не уменьшился, и все так же составляет 100 тысяч рублей. Напомним, сейчас оператор перечисляет в фонд Турпомощи 0,1% объема денежных средств, полученных от реализации туристского продукта за предыдущий год, но не менее 100 тыс. руб.

Авторы законопроекта предлагают привязать размер отчислений в Турпомощь не к размеру выручки туроператора, а к числу его туристов.

Предполагаемый размер отчислений в Турпомощь:
100 тысяч руб. – для туроператоров, которые за год реализовали туры не более, чем для 100 000 туристов; А так же новые туроператоры, выходящие на рынок выездного туризма.
300 тысяч руб. - для туроператоров, которые отправили на отдых 100 000 - 500 000 туристов;
500 тысяч руб. – для туроператоров, которые продали туры более чем 500 000 туристов.


5. Создание фонда персональной ответственности туроператора


Вдобавок к отчислениям в Турпомощь и оплате фингарантий Минкульт хочет обязать всех туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, потратиться еще и на создание фонда персональной ответственности (ФПО). ФПО будет формироваться не за счет перечисления взносов в Турпомощь (куда туроператоры продолжат делать отчисления), а в виде дополнительного финансового обеспечения - банковской гарантии или договора счета эскроу, которое туроператоры будут предоставлять в Ростуризм. В случае финансовых проблем компании экстренная помощь его туристам будет оказываться в первую очередь на эти средства. Ну, а если эти средства не удастся оперативно использовать, то только в этом случае подключится “Турпомощь”.

Сумма ФПО будет рассчитываться по формуле: 100 рублей умножить на прогнозный показатель туристов, которых оператор планирует отправить на отдых в будущем году. При этом каждые полгода размер ФПО будет корректироваться в зависимости от реального количества перевезенных туристов, о котором туроператор так же будет информировать надзорные органы.

И суммы получаются немалыми. Так, к примеру, Natalie Tours, по информации на сайте туроператора, ежегодно отправляет на отдых около 950 тысяч туристов, а значит, в случае принятия этой редакции закона, компания должна будет положить под банковскую гарантию не менее 95 миллионов рублей. А «Библио Глобусу», который по информации, озвученной на презентации, в прошлом году обслужил более 1 979 868 туристов, по новым правилам придется оформить банковскую гарантию или счет эскроу почти на 200 млн рублей.

6. Туроператор предъявит туристу билеты в обе стороны


Законотворцы решили обезопасить туристов от ситуаций, когда они не могут вернуться в Россию из-за неоплаты туроператором услуг авиакомпании. Для этого Минкульт предлагает внести изменения в договоры фрахтования воздушных судов и других видов транспорта.
Итак, согласно законопроекту, при заключении договора фрахтования оператор будет обязан предоставлять перевозчику гарантии по оплате услуг (банковская гарантия, банковский вклад (депозит) или договор счета эскроу).

А перевозчик, в свою очередь, обязуется вывезти туриста из страны временного пребывания вне зависимости от его финансовых взаимоотношений с туроператором.

При этом оператор должен будет выдать туристу не менее чем за 24 часа до начала путешествия его билеты «туда – обратно» с обязательным указанием сведений о пассажире (фамилия и др.).

7. Создание реестра договоров о реализации турпродукта


В проекте закона предлагается ввести в оборот электронные путевки и создать электронный реестр договоров о реализации заграничных туров. В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают: “При возникновении кризисной ситуации такая база позволит оперативно установить параметры путевки (в том числе количество туристов, место временного пребывания, сроки тура) и оказать экстренную помощь туристам”. Учитывая, что реализация такого замысла потребует значительного времени и расходов, предложено ввести его в действие только с 2018 года;

8. Создание законодательной базы для онлайн-продаж


Рынок онлайн туризма в России утойчиво растет - по мнению экспертов ежегодно на 30-50%. По оценкам экспертов, объем российского рынка онлайн туризма к 2015 году вырастет в 2-2,5 раза по сравнению с 2012 годом, что составит от 8 миллиардов (по оценкам Российского союза туриндустрии), - говорится в пояснительной записке к законопроекту. При этом онлайн-продажи остаются вне закона, ведь в нынешней редкции ФЗ “О туристской деятельности” нет о них ни слова.

Законотворцы решили исправить эту ситуацию и в предложенных поправках ввели новое понятие - «реализация туристского продукта дистанционным способом», что позволит создать правовую основу для приобретения туристского продукта через Интернет.

9. Разграничение ответственности ТА и ТО


Не так давно один из крупных российских туроператоров обратился в Конституционный суд РФ с просьбой проверить ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности». По его мнению, существующая норма часто приводит к мошенническим действиям со стороны агентств, которые пользуются тем, что всю ответственность за оказание туруслуг несет туроператор. И даже если агентство не перечислило деньги туриста оператору, то суды чаще всего возлагают ответственность на последнего, ссылаясь на постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Очевидно, Минкульт проблему учел, и в новом законопроекте указал, что ответственность по договору о реализации туристского продукта до момента перечисления денежных средств туроператору несет турагент. Причем, по замыслу законотворцев, обязанность турагента перевести деньги клиента оператору должна быть прописана в договоре о реализации турпродукта.

10. Требования к деловой репутации ТО и ТА


Минкульт предлагает ввести дополнительные требования к руководству туроператорских компаний и турагентств, а именно к учредителю туркомпании, его заместителю или бухгалтеру. Если законопроект вступит в силу, то указанные должностные лица будут обязаны иметь хорошую деловую репутацию:
не иметь неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления,
не являться руководителем турфирмы, которая в течение последнего года исключалась из реестра;
не быть дисквалифицированным из отрасли (дисквалификацию Минкульт предлагает ввести в виде административного наказания, к примеру, за осуществление туроператорской или турагентской деятельности лицом, не состоящим в реестре, или туроператором, который занимается выездным туризмом, но при этом не состоит в Турпомощи, или оператором, который сознательно занижает размер своих фингарантий);

11. Усиление контроля за деятельностью ТА и ТО


Помимо вышеуказанного авторы законопроекта предлагают установить дополнительные меры государственного надзора и контроля за туроператорской и турагентской деятельностью. Так, если поправки будут приняты, то государство сможет проводить ежегодные плановые, а так же внеплановые проверки ТО и ТА. В ходе них туркомпания по первому требованию обязана будет предоставить всю необходимую информацию и документы, позволить обследовать здания, помещения, офисное оборудование. А орган госконтроля по итогам проверки будет выписывать предписания и/или направлять материалы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных и административных дел.

Кроме того туроператоры по выездному туризмы будут обязаны предоставлять в надзорный орган годовую бухгалтерскую отчетность, достоверность которой подтверждена аудитором. Там в обязательно порядке должна быть указана информация об общей годовой цене туристского продукта в сфере выездного туризма за отчетный год, исходя из которой, напомним, будет рассчитываться сумма отчислений в Турпомощь и размер фонда персональной ответственности туропертора.

Очевидно, что туристический закон планируют серьезно ужесточить, при этом, чтобы оставаться на рынке, как туроператорам, и так и турагентствам потребуются серьезные финансовые вложения...



 Музенидис трэвел	 Пегас Туристик Санмар Тур  ТЕЗ ТУР   Библио Глобус    Южный крест  Пак Груп  Данко  лабиринт  Sunrise   Anex  De Visu DSBW  ICS Travel Group Troyka Holding  ИнтАэр   Карибский Клуб Русский экспрессТрансаэро Тур  GoldTravel  Space Travel  Travel System  

О компании|Статьи|Новости|Поиск|Билеты|Горящие туры|Круизы|Быстрый заказ|Блог

Туристическая компания "Океания турс".тур онлайн купить подбор тура онлайн Все права защищены. Все предложения и цены, размещенные на сайте, носят справочный характер и не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Работает на: Amiro CMS