Крах туроператора «Нева» стал первым крупным банкротством после создания Турпомощи и, по сути, первой проверкой ассоциации в большом деле. Так что вопросов у рынка, естественно, много. О том, что может и чего не может Турпомощь, мы поговорили непосредственно с ее директором Вячеславом Басовым.
— Как для вас развивалась ситуация с «Невой»? — Тревожные звоночки, естественно, были еще до крупных проблем с туристами. Но руководство туроператора заверяло, что справится с ситуацией, и однозначных предвестников банкротства все-таки не было. Однако 16 июля они приняли решение объявить о своей несостоятельности. Тогда же написали и заявление нам, о том, что их туристам за рубежом потребуется помощь и эвакуация. — Сложно было договориться с перевозчиками и другими туроператорами о вывозе туристов «Невы»? — Эта деятельность была подготовлена. Найти общий язык с туроператорами не составило труда. — Им Турпомощь потом компенсирует затраты? — Ситуации разные. Есть, кто туристов по договоренности бесплатно сажал на рейсы. Есть, где туроператоры за вознаграждение осуществляли вывоз. Где-то мы сами покупали у авиаброкеров билеты и рассаживали. Позже мы планируем подать иск в страховую компанию на возмещение этих расходов из фингарантий «Невы». Первый иск будет уже на следующей неделе, когда мы вывезем всех туристов и подсчитаем свои расходы. — Сколько туристов «Невы» еще остается за границей? — Сейчас это примерно 2800 человек. Из них 800-900 туристам еще требуется наша помощь — у них нет обратных билетов. — Все-таки на каком этапе должна подключаться Турпомощь? Когда туроператор официально объявил о приостановке деятельности и финансовой несостоятельности или на этапе, когда начинаются незаселения туристов? Например, в случае с «Невой» между этими событиями прошло пять дней. — Мы можем начать действовать только после того, как туроператор официально обратился к нам с заявлением о помощи. Получив заявление, мы должны собрать наблюдательный совет, в ходе которого решить, что вмешательство Турпомощи действительно требуется. На это закон отводит нам 24 часа. После этого мы начинаем работу по организации эвакуации. Но принимать звонки и обращения мы начали раньше. — Сколько в данном случае потребовалось времени на эти организационные моменты? Ведь 24 часа это довольно много, когда за границей туристов не заселяют, а здесь все в панике. — Заявление поступило нам 16 июля в 16 часов, а в 12 часов следующего дня решение было принято. В первые дни действительно была паника. Мы приняли порядка трех тысяч звонков и около тысячи письменных обращений. Но когда люди поняли, что они не брошены, они успокоились. Да, были непростые ситуации в некоторых отелях, с туристов просили повторную оплату. Таким туристам было предложено либо вернуться обратно в Россию через нас, либо согласиться повторно оплатить свой отдых до вывозной даты. А потом обратиться за компенсацией в страховую компанию. И большинство туристов, на самом деле, продолжили отдых. Вывоз таких туристов, даже если у них не были оплачены «Невой» обратные билеты, организован по плановым датам. — А говоря о непростых ситуациях с заселением, это вы имеете в виду Грецию и «Белеон Турс»? — Не только. Такие факты имели место быть, но на данный момент ситуация урегулирована и туристы отдыхают. — Как на ваш взгляд, должны были поступить принимающие компании? — В любом случае, по нормам международного права, наши граждане не должны были страдать. И принимающая сторона не должна вмешивать туристов в свои внутренние взаимоотношения с «Невой». Туристы должны были отдыхать, по своим оплаченным турам. — Не могла Турпомощь оплатить их проживание потом? — Туристам предлагается выбор: либо вывозной рейс, и тогда мы оплачиваем проживание до вывозного рейса, если это больше 12 часов. Либо оплатить свое проживание и отдохнуть до своей даты вылета. Была возможность оперативно обеспечить вывозные рейсы, поэтому необходимость в оплате отпала. — Но вывозные рейсы не 17 июля полетели. Явно больше времени прошло до вывозных рейсов. — Кто хотел эвакуироваться, тех мы могли отправить уже 17 июля. С любого направления, с любого порта. Для этих туристов необходимости в размещении не возникло. А большинство — 90 процентов всех туристов «Невы» приняли решение продолжить отдых. И возвращаются в свои намеченные даты. — А что насчет регламента оказания помощи? Есть мнение, что такой регламент облегчил бы работу... — Алгоритм весь рабочий. Сами видите, что все спокойно и все вывозятся. Телефон никто не обрывает. Вопрос о том, что Турпомощь не справилась, на мой взгляд, отпадает. — Ситуация с «Невой» породила новую волну обсуждений, кто следующий? Турпомощь как-то следит за ситуацией? Может повлиять на нее? — Конечно, мы мониторим, но у нас информации не больше, чем в кулуарах рынка. И повлиять на нее мы не можем — не имеем права вмешиваться в чей-то бизнес. Но сейчас главное, чтобы не было эффекта домино: если вдруг все подумают, что можно вот так безнаказанно оставить туристов, признаться в своей несостоятельности, оставить Турпомощь решать проблему, и никому за это ничего не будет. Рынок должен понимать, что все не так просто, за это есть ответственность, и «Нева» этой ответственности тоже не избежит. За это еще придется ответить.
|